четверг, 30 июля 2009 г.

Ближний космос – биллборд, фонарь…Что еще?

Пока просвещенная мировая общественность расчувствовалась по поводу 40-летия первой высадки человека на Луну, расчетливая общественность в дни юбилея сообщила миру об одном «занимательном» лунном проекте. Его суть можно свести к следующему: Долой Луну только как место для охов и вздохов влюбленных и поэтов. Естественный спутник Земли, по мнению некоторых, естественно должен приносить доход. И немалый.

http://www.membrana.ru/articles/business/2009/07/22/140100.html
Американская компания Moonpublicity объявила о старте аукциона по передаче заинтересованным сторонам лицензии на технологию формирования гигантских логотипов на видимой стороне нашего естественного спутника.
Заявки будут приниматься до 20 октября 2009 года, а победитель должен быть объявлен в начале ноября, сообщает компания. Начальная ставка — $46 тысяч. В случае победы человек или компания получает право на использование патента "Технология формирования тени" (Shadow Shaping technology), описывающего эффективный метод создания огромных по площади и хорошо различимых с Земли изображений на видимой стороне Луны.
"Вы можете нанести на Луну логотипы, адреса сайтов, мемориальные надписи и даже портреты любимых людей", — уверяет Moonpublicity потенциальных клиентов.



Moonpublicity свою безумную затею подаёт под соусом ни много, ни мало спасения человечества. Логика тут такая — Земля не вечна. Наш мир может погубить война, катастрофическая перемена климата, большой астероид, проснувшийся супервулкан...
Так что пора подумать о создании "резервной копии" человечества, а попросту — плотно осваивать космос. Для этого нужны огромные деньги, их якобы и способна принести реклама на Луне и вообще — коммерциализация космоса. "И разве чей-нибудь логотип едва ли не на половину Луны — большая плата за достижение столь важной цели?" — убежденно вопрошает Moonpublicity.


Идея рекламы на Луне всплывает далеко не в первый раз. Так в конце 1990-х компания Pizza Hut решила поместить свой логотип на Луне, сообщала в своё время BBC. Pizza Hut даже наняла экспертов, чтобы оценить возможность замысла.
Правда, идея была куда более "гуманна" по отношению к Селене. Вместо нудного вырезания километров линий в лунной пыли (которые остались бы там на тысячелетия) менеджеры ресторанной сети вознамерились просто высветить огромный логотип компании при помощи системы лазеров — с Земли.
Учёные, впрочем, посчитали, что для хорошей видимости изображения картинка должна была занять на Луне площадь размером с Техас, и что с существующими технологиями — это нереальная задача.
С "причёсыванием" лунных морей примерно та же история. Пока это едва ли выполнимая задача. Так что сегодня, глядя на находчивость предпринимателей из Moonpublicity, вполне можно улыбаться и вспоминать анекдоты по случаю. Например такой.
Астронавты, высаживаясь на Луну:
— Хьюстон, у нас проблема!
Хьюстон: — Какая?
- Русские покрасили Луну в красный цвет.
- У вас есть с собой белая краска?
- Да, а зачем?
- ОК, напишите сверху Coca Cola.
Но насколько реальны притязания Moonpublicity сейчас — не имеет значения. Главное, мы действительно стоим на пороге эпохи, в которую техника уже будет позволять частным безумцам делать с Луной что угодно. И это — тема для серьёзного обсуждения. Частный бизнес уже способен эффективно решать задачи, которые ранее были по плечу только государственным машинам с их огромным промышленным потенциалом под рукой.

Опасения, высказанные на сайте Membrana.Ru, вполне обоснованы. Мне же вспомнились восторженные сообщения многолетней давности об экспериментах по освещению Земли из космоса с помощью гигантских солнечных парусов.

http://src.space.ru/inform-r.htm
Демонстрационный космический эксперимент "Знамя-2", осуществленный 4 февраля 1993 года, стал первым по развертыванию модели солнечного паруса. Большая 20-метровая тонкопленочная конструкция была успешно развернута за счет центробежных сил на борту грузового космического корабля "Прогресс М-15". Одной из основных задач эксперимента явилось проведение подэксперимента "Новый свет" по освещению ночной стороны Земли.
Освещение из космоса, выполненное впервые в мировой практике, осуществили в предрассветные часы над Западной Европой. Световое пятно, отраженное рефлектором, размером около 5 километров, скользило по Земле со скоростью около 8 км/сек, от районов южной Франции через Чехословакию, Германию, Польшу, и растворилось в лучах восходящего солнца над Белоруссией. В то утро погода не благоприятствовала эксперименту, Европа оказалась покрытой почти сплошной облачностью. Тем не менее, многие люди из разных районов сообщили о вспышке света из космоса. Метеорологи из альпийской станции в Германии также прислали сообщение, хотя уровень освещенности оказался лишь на уровне одной полной луны (лунетты). Два витка спустя, после того как эксперимент был по существу закончен, отстреленный отражатель хорошо наблюдался над Канадой, где стояла ясная погода.



9 августа 2004 года японский институт космонавтики (Institute of Space and Astronautical Science), подразделение национального космического агентства, произвёл запуск и развёртывание солнечного паруса. Круглые паруса с четырьмя и шестью лепестками, оба выполненные из светоотражающей полимерной плёнки толщиной всего 7,5 микрон, были успешно развёрнуты на высотах 150 и 170 километров.
http://www.membrana.ru/lenta/?3519

Что в связи с этим задело лично меня? Являясь пылким и давним сторонником освоения космического пространства, с энтузиазмом воспринимая открываемые в этом направлении возможности для человечества, я задаюсь вопросом: А где грань дозволенного вмешательства в сложившийся на протяжении тысячелетий культурный образ Космоса? Уже сегодня световое загрязнение больших городов делает практически невозможным наблюдение звездного неба во всем его величии. Тогда как оно может служить не только объектом невероятного эстетического наслаждения, но и открывать людям зашифрованный в нем огромный культурологический смысл. Глядя на звездное небо, вы можете считывать хорошо известные библейские мистерии, мифологические истории или сказки. Правда, пробивающиеся сквозь световые электрические пятна над городами наиболее яркие звезды не воссоздают картину во всей полноте. И это делает небесный шифр непонятным большинству. А развернутые в ближнем космосе солнечные паруса для освещения ночных городов, пожалуй, вообще заставят позабыть о том, что такое – звездное небо над твоей головой. Безусловно, человечество нуждается в новых источниках энергии. Но как отстоять и мое (как частички этого человечества) право на звезды ночью? Как защитить мое право видеть Луну, не напоминающую чью-то «филейную» часть, обтянутую в джинсы с лейблом на борту?
Иммануил Кант, немецкий философ XVIII века подарил миру замечательные слова: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне...» Не вдаваясь в философские тонкости, я готова сделать свой собственный вывод: Звездное небо умрет для человечества, если в утилитарно-прагматическом человечестве умрет мораль.

1 комментарий:

  1. Всеми своими руками и ногами поддерживаю автора и против дебилов, которые решили по тупому "срубить бабла" и дело даже не в романтике, хотя и в ней тоже, должны-же быть, в конце концов, какие-то моральные ценности и принципы...
    Мало им, проклятым империалистам, уничтоженных лесов Бразилии...

    ОтветитьУдалить