пятница, 19 августа 2011 г.

Дедушка





     19 августа 2011 года моему дедушке исполнилось бы 100 лет. Вот какой меркой начинаю уже измерять память о человеке, которого я с детства знала, рядом с которым я росла и набиралась ума.
Правда, дедушки -  Жулинского Матвея Никифоровича, нет с нами 25 лет. Дедушка умер 2 февраля 1986 года. Трудным выдался тот год для многих: Челленджер, Чернобыль, "Адмирал Нахимов", землетрясение 30 августа в Румынии и Молдове... Я тогда уже училась в Киеве. Дедушка сильно заболел, и я очень боялась телефонного звонка с понятным сообщением о нем, а случилось все на моих глазах - в дни зимних каникул. Мне до сих пор часто снится дом дедушки и бабушки в квартале от Дерибасовской - в Красном переулке, угол Греческой (дом, который уже давно снесли и поставили на этом месте никакое нечто). Но сны мои хорошие и интересные.
     Мой дедушка был выдумщик. И я рада, что эта черта, как мне кажется, перешла к моей персоне. Что-то смастерить, придумать, как починить, увидеть, какое приспособление можно использовать, какое решение применить - это дедушка умел. И вот появлялись вентилятор с двигателем от стиральной машины - в 11-метровой комнатке (от него по требованию бабушки пришлось быстро отказаться - всё сносил прочь); спиральный обогреватель, обложенный зеркалами... А пирожки - как мы с дедушкой вместе делали пирожки с алычовым вареньем в моем 4-м классе. Мне так хотелось удивить маму, которая придет за мной к дедушке-бабушке... Поэтому собственноручно изготовленные пирожки должны были стать сюрпризом: мама, а также бабушка, ни за что не должны были догадаться, что это моя работа - это должны были быть пирожки промышленного производства :) И спасибо дедушке - мама и бабушка были еще как поражены, когда попробовав такие замечательные пирожки с домашним вареньем, узнали, что их сделала я. Как я радовалась и ликовала, наблюдая их удивление. Теперь я понимаю, что, скорее, это был сюрприз-подарок для меня - реакция моих родных. Конечно же, они все поняли и догадались. Но дедушка мне подыграл. И я была счастлива.
     Во 2-м классе я сочинила два стихотворения - Про осень и Про октябрят. Всё, что я запомнила из них, это одна строчка: "Здравствуйте, ребята. Скоро вы будете октябрята". Дедушка помог мне отправить мои "произведения" в местную газету "Чорноморська комуна". И елки-палки - мне из редакции в школу пришел ответ. Я запомнила конверт из синей бумаги. Письмо зачитали на уроке при всем классе: в нем мне желали всяких творческих успехов в будущем. А в 9-м классе учительница русского языка и литературы, моя классный руководитель Тамара Михайловна (спасибо и ей за многое, в том числе за открывшиеся двери столичного университета) поручила участвовать в конкурсе очерков. Я выбрала среди других тему "Подвиг дедушки"... Информацию из дедушки - героя войны, участника ожесточенных сражений - одна Сталинградская битва чего стоит - мы вытягивали всем миром-семьей. Он не хотел рассказывать, а, скорее, - просто не мог: сразу начинал плакать. Боль, перемешанная к тому же с обидой: все его награды, а было их не мало, у него украли во время ремонта в доме. И на праздники, когда всех ветеранов призывали надеть ордена, ему надеть практически было нечего. Но все же, выполняя школьное задание, что-то я у дедушки узнала и очерк подготовила.







Уже перебирая через много лет старые бумаги, я прочла, что это был областной конкурс юных журналистов. Вот такая вьющаяся веревочка в моей профессиональной жизни получилась. А мой очерк тогда жюри признало как один из лучших, о чем было сообщено в маааленькой заметке в газете "Вечерняя Одесса". Дедушка не уставал с моих малых лет говорить мне, что я - умная. Он меня называл "маленький Ленин" - я думаю, на то время это была таки оценка-признание заслуг :) Сам дедушка сколько мог, работал и не хотел оформлять пенсию, аргументируя это нежеланием что-то брать у государства, когда он сам в состоянии себе заработать на жизнь. Еле его уговорили написать заявление. Впрочем, долго он свою пенсию и не получал. Не успел. Такой вот характер.
С дедушкой было интересно: он водил меня в музыкальную школу во Дворец пионеров - Воронцовский дворец на Приморском бульваре. А сестричку Иру - в Воронцовский переулок в спортивную школу на гимнастику. К нашему приходу дедушка всегда старался припасти в своем холодильничке "Саратов" или мороженое, или молоко, или вкуснейшую газированную воду "Мокко", которую вместе с "Дюшесом" разливали в цеху, в ресторане "Киев", где дедушка работал дворником... Или же нам вручалась денежка для самостоятельной покупки чего-то вкусного. А однажды на Святой Вечер мы были у дедушки-бабушки в гостях. Когда пришла пора прощаться, дедушка подал мне руку для рукопожатия - как взрослой, хотя мне и лет-то было 8-10. Я же не могла ему тем же ответить - потому как рука была занята варениками ("на дорожку"). И мой секрет тогда раскрыли.
Когда я с желтухой лежала в инфекционной больнице на Пастера, дедушка мне принес продолговатый арбуз с белой кожурой - вроде арабские арбузы что ли были - и я с дедушкой, 7-летняя - долго спорила, что это дыня.
Всякое в жизни бывало. И не только, и далеко не только хорошее. Но все-таки у меня был дедушка. Вот о чем я жалею, что он не успел дожить до своих правнуков - моей Насти и сестричкиного Димы. Представляю, как бы он был им рад. И как им с ним было бы интересно... Однако, не нам это решать.
     Сегодня же дедушке было бы уже 100 лет. Я всегда гордилась, что старше дедушки ровно на месяц - ведь у меня день рождения 19 июля, а у него 19 августа. Когда я родилась, дедушке исполнилось 55 лет. А вот нынче 100. Не могу понять и принять реальность этой цифры. В нашем доме идут его настенные часы. Я рада, что они остались у меня на память, как материальная ниточка, связывающая меня с их старым домом. У меня так и нет ни одной фотографии с дедушкой вместе. Нет, снимки не терялись. Просто мы так и не сфотографировались. Хотя дедушка не раз рассуждал, что хорошо бы пойти и сделать ему с нами фото... Возле уже давно бывшего ресторана "Киев" (скоро здание хотят снести) растут посаженные им ели и кусты роз. А абрикос с тыльной стороны уже спилили. Как и убрали замечательный фонтан, за которым он тоже ухаживал. Иногда у меня возникает чувство, что мой мир за моей спиной вообще просто рассыпается - все исчезает. Уже много чего осталось только в памяти.
     Но сейчас я снова и снова скажу: "Спасибо тебе, дедушка, за всё!"
     И может быть, когда в мою голову приходит изобретательская идея, как что-то починить или смастерить, это ты мне, мой дедушка, ее шепчешь оттуда с небес. Я рада видеть тебя хотя бы во сне. И я верю, что мы никогда с тобой и не  расставались...

Комментариев нет:

Отправить комментарий