среда, 5 августа 2009 г.

Если бы у меня был телескоп…

Звездное небо какое-то подспудное к себе влечение у меня вызвало лет в 5. Тогда я первый раз (по крайней мере, сознательно) увидела по телевизору «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством») Александра Роу. Название фильма, по чьему произведению он поставлен, я тогда пока не знала. Поэтому еще некоторое время попадание на него в скромном советском телеэфире принимала за большую удачу и счастье.


Следующий знаковый момент случился в 3-м классе. Однажды в тумбочке под телевизором я обнаружила напечатанные на машинке тексты на листах формата А 4 (название формата, конечно, я тоже узнала позже). Это была распечатка абсолютно неизвестных мне до этого момента… гороскопов по знакам Зодиака: от Овна до Рыб. Их маме дала почитать ее знакомая. Читать стала и я. И меня новая информация просто поразила: оказывается, далекие, неизвестные мне созвездия могут так влиять на жизнь каждого человека, на его характер и судьбу…
Уже с 4-го класса я стала постоянным читателем разной астрономической литературы в школьной библиотеке, которая располагалась, в отличие от манящего звездного неба, в подвале. Что, надо сказать, очень символично. Спасибо старенькому уже тогда нашему библиотекарю (уж и не припомню теперь, как ее звали) за помощь в поиске нужных книжек. Естественно, главное место в списке заняла «Занимательная астрономия» Якова Перельмана, как его до сих пор называют, доктора занимательных наук, замечательного популяризатора науки, в том числе и для детей.
Начитавшись книг, я потом излагала полученную информацию в гостях у бабушки и дедушки, в присутствии других родственников, чем вызывала в свой адрес немало высочайших похвал :) (особенно от дедушки). Я стала вечерами выбегать на балкон (даже простуда не мешала делать это зимними морозными вечерами), смотреть на небо, искать очертания созвездий, узнавать их главные звезды. Мне открылись Цефей, Возничий, Кассиопея, Волопас, конечно же, Большая и Малая Медведицы, Персей, Плеяды… Названия гипнотизировали меня. Мицар, Сириус, Алголь, Денебола, Арктур, Мира…
В классе 6-м я взялась составлять от руки карту звездного неба (стащив, да простят меня добрые люди, из школьной пионерской комнаты карточки с созвездиями из настольной игры «Прогулка по звездному небу»). На обратной стороне большой карты Советского Союза я при помощи этих карточек переносила на бумагу метки звезд, затем соединяла их линиями. Чтобы работу не испортила младшая сестричка, я заветный рулон прятала за пианино. Но – не помогло… Однажды карта от руки сестрички все-таки погибла, исколотая циркулем и изодранная…
В начале 8-го класса я на Станции Юных Техников записалась в астрономический кружок. Правда, посетила только одно занятие. С одной стороны, неудобным был график – я никак не успевала туда попасть из-за уроков в школе. А с другой, мне стало там ужасно тоскливо (физика, химия, математика, без которых астрономическая наука немыслима, навеяли на меня это чувство)… Хотя я в надежде, что все-таки буду туда ходить, еще больше месяца вела дневник наблюдений. Записывала и зарисовывала фазы Луны, состояние атмосферы и прочее. Даже однажды солнечным днем наблюдала движение неопознанного летающего объекта. Нечто перемещалось, сверкая в небе – я свое описание привязала к тополю перед балконом. И это нечто, скорее всего, было метеорологическим зондом. Но все равно – интересно. Поэтому движение НЛО было со всеми в градусах подробностями зафиксировано. Между прочим, самым активным посетителям кружка обещали выдать на их балконы настоящие телескопы для наблюдений. Я уже размечталась видеть его у себя на 5-м этаже. Увы! Этого так и не случилось.


И всё-таки, как бы ни складывалась моя жизнь, я всегда находила время поднять голову и посмотреть на звезды. Уже будучи студенткой Киевского государственного университета, я купила в отделе букинистической книги сборник «Космос у тебя дома» с разными доступными и занимательными опытами. Там я нашла советы по самостоятельной постройке простейшего телескопа, состоящего из нескольких линз и трубы из окрашенной в черный цвет бумаги. В такой телескоп можно было увидеть даже Марс. Размером с горошину. Я уже в магазине оптики и линзы приглядела. И опять – не сложилось. Хотя обучение на философском факультете меня приятно порадовало возможностью заниматься любимым звездным небом без погружения в точные науки.
В настоящую астрономическую обсерваторию я попала, уже работая на Одесском государственном телевидении. Я была без преувеличения счастлива. Это произошло 13-го сентября 2006-го года, буквально через месяц после дня 135-летнего юбилея обсерватории. Я увидела настоящий, пусть и 19-го века телескоп. Я посмотрела – раз уж это было дневное время суток – в настоящий солнечный телескоп и лично убедилась, что на Солнце таки есть пятна. А еще мне сказали, что я обнаружила там некие факельные поля… Теперь я мечтаю посмотреть в телескоп на ночное небо…
Сегодня же, открыв любимый сайт Infuture.ru, я обнаружила статью (http://www.infuture.ru/article/2273) о том, какие пять звездных объектов можно найти при помощи обычного телескопа. Зафиксирую для себя на всякий случай. Желательно, счастливый. Это 1. Туманность Ориона. «Для того чтобы найти её тем, кто находится в северном полушарии, нужно дождаться прохладной погоды. Искать следует пояс Ориона, три яркие звезды подряд. К югу от пояса расположен меч Ориона, состоящий из трёх ярких точек; центральная точка и есть нужная нам туманность».



2. Туманность Андромеды, знаменитая галактика М 31. «Найти её можно следующим образом: определите Полярную звезду, затем созвездие Кассиопея, которое напоминает гигантскую букву W и находится прямо напротив Большой Медведицы, а между ними – Полярная звезда. Если смотреть на правое V внутри W – Кассиопеи, на 15 градусов ниже кончика V – галактика М31».


3. Шаровое скопление Геркулес. «Оно расположено относительно близко, лишь в 25,000 световых лет, и достаточно крупное – приблизительно 150 световых лет в ширину. Геркулес лучше всего наблюдать в северном полушарии в летние месяцы во время новолуния. Определить Геркулес можно, найдя трапециевидное основание внутри скопления. М13 – самая яркая точка на западной стороне фигуры, примерно 20 градусов прямо на запад от созвездия Лира».


4. Туманность Краба, остаток сверхновой звезды, появившейся в 1054 году (тогда ее наблюдали даже днем). «Сейчас туманность представляет собой удивительный вид ночью, но с помощью телескопа. М1 расположена на южном роге Тельца, созвездия в форме быка к юго-востоку от Ориона».


5. Галактика Водоворот, М 51. «Одна из самых крупных галактик, видимых без профессионального телескопа. Миллионы лет назад две галактики столкнулись, образовав этот яркий и эффектный объект. Как найти: 3,5 градуса юго-восточнее последней звезды в Большой Медведице».


Если бы у меня был телескоп и если бы во всей округе отключили электричество, я бы постаралась найти эти удивительные объекты. А пока мне остается смотреть на фото. Даже они радуют глаз и возносят дух. Туда, откуда все мы родом. Может, заглядываясь на звезды ночью, мы просто вспоминаем свой дом, по которому немножечко, в передышке от земных дел, скучаем...

1 комментарий:

  1. А у меня, в соседней комнате, продают и ТЕЛЕскопы и МИКРОскопы и трубы подзорные с биноклями... и небо, звездное в том числе, рассматривать люблю.. но в основном - невооруженным глазом... НО когда присматриваешься - видишь одну звездочку.. потом - две, три звездочки... лучше, конечно 5 звездочек, или КВВК, или КС... но это уже из другой сказки...

    ОтветитьУдалить