вторник, 1 декабря 2009 г.

Бог, спрятавшийся в имени

Бывает так, что занимаешься обычными делами, говоришь о чем-то тривиальном, не подозревая, что через минуту колесо жизни провернется и невидимый механизм откроет тебе еще один вход. Без предваряющих фанфар, громов и молний.
Их роль взяла на себя моя Настя: она вошла в комнату, заговорила об увиденном глубокой ночью документальном фильме. Показывали что-то из истории Украины. Что-то о сарматах и их культуре - в другое время ведь не пробиться подобной видеопродукции на телеканалы государства в центре Европы, рассказывающей о седом прошлом этого государства в центре Европы. Слово за слово, Настя вспомнила услышанное о какой-то сарматской горе, посвященной богу Диву. Я ответила, что знаю о славянском боге Диве - не очень добром. Чтоб разобраться, нам пришлось "нырнуть в бурные воды" Интернета: невидимый механизм в доли секунды провернулся, и вот уже я, дивно потрясенная, вчитываюсь в то, о чем еще минуту назад не догадывалась. --> -->
...Див, Дый, Дий - Бог ночного, звездного Неба. Отец Богов и людей, правитель Поселенной (Вселенной). Хранитель жизненной силы Матери-Земли и создатель молний. Также считается хранителем Мудрости Богов и покровителем Слави (Светлой Нави). Патар Дий несет в себе колдовское, жреческое начало, он Бог магии и обряда. Но магия жрецов Патар Дия более "темная", навья, поскольку они черпают свою силу из недр Матери-Земли.

В фамилии, которая дивным образом стала моей (я всегда чувствовала, что именно "Дивная" не случайно вошло в мою жизнь), оказывается, хранится имя древнего бога. И какого бога - бога НОЧНОГО ЗВЁЗДНОГО НЕБА. Не оно ли манило в себя меня еще с детства... Не ему ли я не устаю признаваться в любви, не с ним ли мне хочется проводить мерцающие ночи, глубоко погружаясь в бриллиантовую тьму (и пусть это будет оксиморон)...Я стала искать дальше - удивленная и окрыленная: мне показалось, будто вдруг я поднялась высоко-высоко над своей жизнью и увидела ее в целостности, где все связано между собой и ничто не случайно. Это не фатализм, нет. Это проявление гармонии мироздания, в котором не должно быть места унынию и апатии, потому что сама Вселенная вращается вокруг тебя и завораживающе разворачивает звёздное полотно твоей жизни.
-->
Дий (Дый, Див) — бог неба, возможно бог небесных вод — следующего изначального неба, а не того, что ковал божественный кузнец-Сварог.
Дива — богиня земли, супруга Дыя. Богиня Мать-Сыра-Земля, оплодотворяемая небесными водами Дыя. Дивия, дивица и прочие производные именно отсюда.

Я - ДИВная, и я - СВЕТлана... А исследователи предлагают увлекательное путешествие к истокам происхождения имени бога Дива...

Показательно происхождение индоевропейского бога неба. Мифологи единодушно отмечают, что коренным индоевропейским названием бога является deva, deus, theos, которое, как считают, восходит к div «светить» и связанным с ним словом, означающим «небо» и «день». В.Иванов уточняет: праиндоевропейское *t'ieu «бог» этимологически связано с *t'iu «день, небо», *t'ei «светить». Казалось бы, вопрос происхождения этого названия бога исчерпан. Но обратим внимание на некоторые другие соответствия. К корню div восходят латинские dives 'богатый' и divino «предсказывать», а богатым и вещим считался Черный бог. С этим же div связано имя древнеримского бога преисподней Dis. Подобно древнеримскому, кельтский Dis Pater имел хтонический характер, обладал и другими чертами Черного бога, будучи покровителем богатства и плодородия и считаясь прародителем людей. А еврейское dov «медведь» (который в палеоверованиях представлял божество пещер, подземелья, тьмы) подозрительно похоже на прототип имени бога неба и света div.

В славянской традиции известно мифическое существо по имени Див, Дивъ, враждебное христианам. Была у славян и богиня Дива или Жива, имеющая черты неолитической Великой богини. Дива — женская форма имени Див. Из этого можно заключить, что Див — имя неолитического Великого бога. Это имя соответствует индоевропейским названиям бога неба и света.

Бог неба и света Див... Света Дивная: "А теперь случайно ли это?" - спрошу я и улыбнусь... Мне определенно нравится быть центром стараний Вселенной (безусловно, моей Вселенной... Она есть у каждого и старается для каждого по-своему). Я хочу быть центром и не хочу быть камешком на обочине Млечного Пути.


Найдавнішими богами, яких шанували наші давні пращури і з якими намагалися жити в злагоді і спілкуванні, були Лада, Див, Сварог, Дана, Дажбог, Велес.
Бог Всесвіту, володар неба, чоловіче начало, космічне світло, вогонь, бог сяючого блакитного неба – Див. Нічне небо з нескінченними зорями і дванадцятьма головними сузір’ями було другою іпостасю Дива-світла-вогню і звалося Сварогом. В українських архаїчних міфах, давніх піснях і документах (у договорах київських князей Ігоря і Святослава) цей бог, окрім імені Див, мав ще такі імена: Бог, Бог богів, Прабатько богів, Великий Бог, Старий Бог, Прабог, Батько неба.

Нічна іпостась Дива – Сварог – ототожнювався із Зодіаком. Його “тіло” складалося з 12 сузір’їв. Сварог вшановувався як дванадцятиликий бог, як уособлення 12 богів-сузір’їв. Сварог як іпостась Дива був богом Всесвіту, передусім всесвітнього вогню. Пізніше він також став богом ковальства, рільництва, шлюбу.

Сварог – батько Сварожичів – Сонця і втіленого Вогню. Сварожич-Сонце мав декілька іпостасей – кожна зі своїм іменем: Полель, Дажбог, Ярило та інші. Сварожич-Вогонь мав пристанище в Трійці світил – Сонці, Місяці і Зорі. Символом Сварожича-Сонця, як і його батька Сварога, є сварга

Сварожич-Сонце (він же Полель і Дажбог) мав багато іпостасей, які уособлюють його прояву в різні пори року. Так Сонце, народжене після зимового сонцестояння, – Сонце-дитина (Божич-Коляда). Тоді і святкують його Різдво. Весняне Сонце – Сонце-Ярило, літнє – Семиярило (Семияр, який в пантеоні Володимирових богів став Сімарглом), а Сонце осіннього рівнодення – старець Світовит (Світовид).
-->
Почему я так по-детски обрадовалась случайному - ой, что же это я - вовсе не случайному открытию нынешнего вечера? Вера и Надежда... Вера и надежда будут моим ответом. Если до этого момента мой Мир так заботился обо мне, сплетая ниточку за ниточкой, события моей жизни, задуманные еще, кажется, до начала времен, то и впредь будет так. А значит я не буду камешком на обочине Млечного Пути...

2 комментария:

  1. хмммм..... а как-же "возмутительница спокойствия"?... она-то как вписівается в ДИВную схему? ;-)

    ОтветитьУдалить
  2. "Возмутительница спокойствия" - Дивная автоматически. У неё - своя история. Для меня же - СВЕТланы, ДИВная - явление сотворенное, сотканное из звёздочек, что в небе. Сначала у меня всё стало на свои места во Вселенной, а потом и возмутительница оттуда явилась - навести порядки ;)))))))

    ОтветитьУдалить