пятница, 9 октября 2009 г.

Тридцать три часа в Крыму


Крым...
Крым был мне знаком с детства не только благодаря телевизору или картинкам. Он вошел в мою жизнь со множеством черно-белых маминых фотографий. Она попала в Крым в 18 лет на лечение и в течение трех месяцев практически все свои и без того скудные средства тратила на фото. Может, предчувствовала, что больше там так никогда и не побывает. Я привыкла видеть маму возле дворца такого, этакого, рядом со львом, у фонтана... А вокруг растут себе как ни в чем не бывало пальмы и красуются горы. Для меня же самой Крым так и оставался стабильно недосягаемым и от того может фантастически желанным. Ближе всего я подобралась к Крыму в конце мая 2000 года, когда ехала автобусом в Бердянск на Всеукраинский фестиваль журналистов. Я люблю следить за дорогой и когда - сейчас уже не помню, где именно - увидела справа указатель поворота скорее всего на Симферополь, в общем, на Крым, во мне будто все перевернулось: я во все глаза смотрела туда, где за ровной плоскостью степи где-то там дальше лежит будто сам Рай. Автобус, заполненный шумной компанией одесских и подобранных по пути николаевских и херсонских журналистов, следовал прямо по шоссе, а я смотрела в окно и выжидала после знака сам поворот. И когда увидела дорогу, уходящую вправо, мысли зароились в моей голове: если вот сейчас свернуть туда и двигаться той дорогой дальше, то неизбежно ведь попадешь в Крым. Пусть от этого места до знаменитого Южного Берега еще не один час поездки, я будто увидела знакомые с детства картинки. Но они вынужденно растаяли в воображении, потому что, как я ни смотрела на ту дорогу, автобус проехал мимо, и поворот в конце концов потерялся из виду. Крым снова стал отдаляться от меня.
Как раз через 8 лет после этого эпизода - шел уже 2008-й год - я узнала о конкурсе для журналистов, посвященном освещению в прессе, на телевидении и радио тем, связанных с энергоэффективностью, изменениями климата и альтернативной энергетикой. Я почтой отправила в Киев диск с одной из своих программ. Результаты, исходя из условий конкурса, обещали огласить где-то в ноябре в рамках некоей конференции. Моя бандероль успешно дошла до адресата. Жизнь пошла своим чередом дальше. Но вдруг - как обычно пишется в таких случаях - неожиданно раздался звонок. Мы с моим главным редактором и доброй подругой Светой Онищенко, а были уже первые числа октября, возвращались с работы домой, когда у меня цикадами нежно застрекотал мобильный телефон. Женский голос с другой стороны напомнил мне о конкурсе и сообщил, что я попала в число победителей. Дальше положено наступить немой сцене. Внутренний же голос ликовал и успел расшуметься о предстоящей поездке конечно же в Киев, в котором я не была уже 9 лет (и, собственно, 8 лет не покидала пределы Одесской области). А женский голос продолжал: "Вам 9-го октября нужно быть в Крыму, в Ливадии..." Теперь немая сцена получилась по-настоящему. Скажу честно - в первое мгновение я испытала разочарование: мне хотелось очень попасть в Киев. Я, собственно, и победить хотела только по этой причине, чтобы был повод наконец-то приехать туда. А предстояла дорога в Крым... Ну что же, ладно - Крым так Крым. Бывает, когда о чем-то долго мечтаешь, и вдруг мечта начинает сбываться, ты теряешься и в первые мгновения не знаешь как поступить. Пока не соображаешь, что нужно меньше думать и скорее нырять в исполняющуюся удивительным образом мечту с головой. И благодарностью. На следующий день в 13.13 я купила на железнодорожном вокзале билеты после 13-летнего перерыва катания на поездах. И уже 8-го октября вечером я сидела в вагоне состава, отправляющегося на Симферополь. Я ехала в Крым. Впервые. И в первый раз ехала одна в совершенно незнакомом мне направлении. К тому же в Симферополе меня никто встречать не собирался: поезд из Одессы приходил в районе 12 часов дня, тогда как все другие победители прибывали утром. Часа четыре ждать "семерым меня одну", чтобы всем вместе ехать на заказанном микроавтобусе, было неразумно. Поэтому я без обид согласилась из Симферополя в Ливадию добираться своим ходом. В конце концов, это только делало мои приключения более интересными. Из Киева электронной почтой я получила более-менее подробные инструкции по поводу маршрута. Перед отъездом изучила карты в Интернете. Был бы Крым... А дорога в него найдется... Утром уже 9-го октября я мысленно с радостью отметила прибытие поезда на станцию Армянск - Крым формально начался. Следующая крупная станция Джанкой еще более убеждала меня в скором достижении цели. И около полудня белый вокзал залитого солнцем города Симферополя предстал перед моими глазами. Точно такой, каким я его не раз видела в кино или передачах. Спасибо попутчице, я легко нашла место отправления автобусов на Ялту. Быстро купила билет и очень скоро продолжила свой путь дальше.
Пока ехали по городу, я с любопытством рассматривала незнакомые улицы, часто с типичными, знакомыми домами и вывесками. Разве что, скромная по размерам река, протекающая по городу, для меня - явление необычное (к Днепру-то с "редкой птицей" я привыкла...). Город в принципе, насколько я успела заметить, расположен довольно-таки на ровной плоскости. Долгожданные горы - этот бонус за долгую дорогу и еще более долгое ожидание - начались неожиданно почти сразу за Симферополем. Сначала они были не очень высокими, хотя и обильно укрытыми зеленым лесом. А дальше они стали приближаться ко мне всё стремительнее и вынуждали поднимать голову всё выше... Первое пронзительное впечатление от встречи с новым пейзажем - кипарисы и ручьи, стекающие с гор просто так среди деревьев. А еще, глядя вдаль на высокие вершины, я подумала о своем коллеге Вове Гуцоле, серьезно занимающемся альпинизмом. Нагрянувшую мысль я быстро оформила в виде смски, где сказала, что теперь понимаю его - когда смотришь на вершину горы, ничего лучшего в голову не приходит кроме того, что очень хочется забраться наверх. Правда, сама я трусиха, поэтому взбираться туда спешить не буду. Скорее, готова приземлиться на вершину сверху - как говорится, на всё готовое. По пути мы делали остановки в населенных пунктах, только названия которых - это "старая песня о главном": Алушта, Гурзуф, Партенит, Массандра, Никита, Артек и т.д. Мы вертелись в бесконечных поворотах, в окружении красивейших осенних деревьев и гор. А когда из-за очередного поворота я неожиданно увидела знаменитую Аю-даг (Медведь-гору), моему внутреннему восторгу не было предела: я столько раз рассматривала ее на открытках, по телевизору и вот она передо мной во всем своем тугом изгибе. Пока мы проезжали мимо, я вся извертелась и всё провожала это чудо взглядом, явно выбиваясь из спокойной, бывалой пассажирской среды автобуса. По пути наше транспортное средство периодически обгоняло старенькие троллейбусы знаменитого троллейбусного маршрута "Симферополь-Ялта". И вот она - сама Ялта. У местного люда (не всегда доброго, видно, измученного перманентным туристом) узнала я, как добраться теперь отсюда до Ливадии. Быстро добралась до места посадки на маршрутку, благо автовокзал в себе всё объединил, и приготовилась к отправлению. Меня интересовал санаторий "Пограничник", по этой причине водитель был "жестоко" измучен мной, чтобы не забыл сказать, где выходить. А еще мои минуты ожидания отправления были скрашены телефонным разговором: позвонили из любимой одесской инспекции по энергосбережению с просьбой срочно организовать какой-то сюжет в связи с Неделей энергосбережения, на что я мило ответила: "А я - в Ялте сейчас. И еду в Ливадию"... Сказала - сделала. Взяла - и поехала. По Ялте и дальше было ехать значительно интереснее, хотя бы из-за постоянно ныряющей вверх-вниз, вправо-влево дороги. Маршрутка остановилась прямо у входа в санаторий: движение по прямой закончилось. Теперь сутки мне предстояло двигаться преимущественно или в горку или наоборот (забегая вперед, скажу - по возвращении в Одессу меня по этой причине догнала приличная крепатура, причину которой я и не сразу идентифицировала, зато когда поняла - приятно вспоминала об этой вынужденной физкультуре). Всякие формальности с поселением прошли быстро и двухкомнатный номер "люкс"на двоих, соседкой оказалась журналистка из Харькова, принял меня в свои объятья. Я вошла в комнату, двери на огромную лоджию были приоткрыты, не так уж и вдали синело море. Правда, меня как одесситку, этим трудно впечатлить. Но если быть точной - море, обрамленное в пальмы, кипарисы и дивные елки с широкими плоскими ветками (не знаю, как они там точно называются) все-таки не смогло не очаровать меня. Я быстро привела себя в порядок и отправилась на конференцию, по графику скоро должно было состояться награждение победителей. Вот выдержка из сообщения, опубликованного позднее на сайте одного из организаторов конкурса:

9 жовтня 2008 року в чудовому місті Лівадія, Крим відбулося нагородження переможців Всеукраїнського конкурсу для журналістів " Висвітлення тематики зміни клімату та використання енергоефективних технологій " , який проводила МГО " Інтерньюз-Україна " спільно з Посольством Об'єднаного Королівства Великої Британії та Північної Ірландії в Україні та Британською Радою в рамках проекту " Регіональна кампанія з енергоефективності " . Конкурс мав на меті визначити найкращі медіа-матеріали на тему використання технологій енергоефективності та зміни клімату . До участі у конкурсі запрошувалися журналісти регіональних та національних ЗМІ всіх типів, які спеціалізуються на темах: " суспільство " , " людина і природа " , " політика " , " наука і технології " , " бізнес " .

Переможцями конкурсу стали:

В номінації на кращий телевізійний матеріал перемогли:
I місце - Олена Бікоєва , редактор програм НТРК "ІРТА", м. Луганськ.
II місце - Прокаєва Ганна , автор та ведуча, редактор програми науково-популярної програми <Фабрика ідей> Харківської ОДТРК, каналу ОТБ, м. Харків.
III місце - Дивна Світлана , старший редактор Одеської ОДТРК, м. Одеса
(http://www.internews.ua/energy_final.htm)

Приятно было получить награду из рук Генерального Консула, заместителя Посла Великобритании в Украине Джудит Гардинер. Да еще в такой обстановке.


Я старалась впитывать в себя всё, что видела вокруг: ночной Крым с мерцающими огнями вдали; предрассветный Крым с солнцем, поднимающимся из моря... Благо, вид из моего номера позволял легко сделать это...


Несмотря на усталость: ночь в поезде, бурный день переездов и конференцию с награждением, лавину впечатлений от новой обстановки и знакомств, я проснулась, когда еще только серело, вышла на лоджию и фотографировала, смотрела, дышала... День помчался быстро дальше. Уже после обеда мне нужно было уезжать, а так хотелось еще хотя бы немного походить вокруг. С помощью своих новых друзей - ребят из Луганска, обладателей первого места, я записала несколько интервью, перебивки, не забывая делать фотографии, чтобы хоть как-то материально запечатлеть нематериальные, необыкновенные впечатления.




Мы вместе отправились вниз к морю, по пути завернув к Ливадийскому дворцу. Он, как и Аю-даг, неожиданно вынырнул из зелени. Сначала я увидела какой-то санаторий с площадкой, удобной для съемки панорамы. Когда я поднялась туда и позвала оператора, замерла в удивлении и восторге: прямо передо мной был такой знакомый, такой невозможно знакомый, но увиденный вживую впервые Ливадийский дворец.










Мы обошли его вокруг. Я не смогла скрыть свой восторг, когда увидела знаменитый по любимому фильму "Собака на сене" дворик с мраморными лавочками и кованными воротами. Быстрое фото на память, и мы отправились дальше к морю какими-то усыпанными листьями аллеями и ступеньками. А рядом с нами так же спешили к соленой воде пресные горные ручьи - я не переставала им удивляться. Виденные картины были приятны глазу и душе.


Побыв немного прямо на морском берегу - теплый день был добр к купальщикам, мы отправились в обратный путь, теперь уже в гору. Благо, помог лифт, расположенный прямо в горе и соединяющий две шахты длинным тоннелем. А дальше снова был Ливадийский дворец и покупка сувениров (как же без них). Так у меня дома появились можжевеловые колокольчик и ботиночки (еще пару их пар достались симпатичным мне людям), с которыми захотелось поделиться радостью пребывания в этом поистине райском месте. И вот уже через неполные после знакомства сутки мне пришлось прощаться с новыми друзьями, дорожками и площадками санатория, аллеями и тропинками Ливадии и мчаться в обратный путь. Снова "сумка-маршрутка-Ялта"... Мне еще предстояло добраться до Симферополя да так, чтобы не опоздать на поезд. А это не пешком с Ришельевской на вокзал или из Аркадии на троллейбусе ехать. Я торопилась... Но уже в самой Ялте очень захотелось успеть побывать на ее знаменитой Набережной. И не так для себя, как для Насти, которая советовала непременно пойти туда. Купив билет до Симферополя и сдав сумку в камеру хранения, я в ближайшем магазине бытовой техники запаслась новыми батарейками, спросила дорогу к набережной и буквально помчалась вниз. Продавец меня заверил, что туда пешком минут 10-15 быстрого хода. Я шла-шла, но искомый объект все никак не представал перед моим взором. Пришлось воспользоваться услугами ялтинского троллейбуса и проехать на нем одну остановку. Еще немного усилий - и вот я на Набережной. Настя была права, это стоило моих спешки и усилий. Правда, времени было совсем немного, на всё-про всё - от и до автовокзала - не больше часа, поэтому я производила странное, наверное, впечатление дамы, мчащейся в месте вальяжного прогулочного отдыха и на ходу быстро щелкающей фотоаппаратом.






На половине пробежки по Набережной мне пришлось остановиться и отправиться в обратный путь: обойти ее всю я, к сожалению, не успевала. Что врезалось в память? Почему-то облака, в которые укутались вершины виденных мною гор... Движение вверх к автовокзалу я уже без раздумываний поручила маршрутке и прибыла без опозданий, даже несмотря на нетипичную как для того момента (со слов водителя) "пробку". Села в автобус и..."Пока... Я уезжаю, Ялта... Не буду обещать вернуться. Не тебе, но скорее мне это обещание необходимо..."
Обратная дорога всегда, почему-то, кажется короче. Теперь серпантин шоссе будто разматывался в исходное прямое состояние. Рассвет этого дня я встретила в Ливадии, на балконе санатория, а закат пришлось наблюдать из окна автобуса... На одном из участков дороги я наблюдала за небом, в котором одновременно пять самолетов в разных направлениях оставили свои блестящие белые полосы реверсивного следа. "Странное место", - подумала я. А еще время здесь показало мне странные свои свойства - у меня создалось впечатление, которое не изменилось и теперь, - будто в Крыму, в этом санатории, в коротких прогулках вокруг я пробыла значительно дольше. И еще меня охватило другое странное чувство, что в следующий раз сюда я вернусь уже не одна. Даже если и есть некоторая прелесть в путешествиях в одиночку, но в мой следующий приезд в Крым мне будет с кем делиться своим удивлением. А удивляться я всегда найду чему. В Симферополь мы приехали, когда начинались сумерки. И в поезде я оказалась вовремя. И в Одессу я приехала, уже познакомившись в купе с одним очень интересным человеком (потом я сделала с ним сюжет не о ком-нибудь, а о самом Чингисхане). Тридцать три часа в Крыму стали воспоминанием... А может это только пролог? И Крым еще только начнет открываться мне? Кажется, мы с ним поняли друг друга.


Комментариев нет:

Отправить комментарий