вторник, 1 сентября 2009 г.

"Гран При Одессы-2009": репортаж дилетанта

Гран При Бельгии, 12-й этап Формулы-1 2009 года я не видела: первый раз за весь сезон пропустила и квалификацию, и гонку. Попутно замечу, стоило один раз пропустить данное действо, как там такооое приключилось: что в субботу - первый поул для Force India в лице Физикеллы на фоне 12 и 14 места соответственно для звёзд Формулы Хэмилтона и Баттона; что в воскресенье - грандиозной свалкой уже в начале первого круга, вынудившей Льюиса и Дженсона вообще прекратить едва начавшуюся гонку вместе с еще двумя "друзьями" по несчастью. Но сейчас не об этом. У меня для пропуска была весомая причина: Гран При Бельгии по телевизору я променяла на Гран При Одессы - в живую.
29 и 30 августа впервые в нашей стране (как было сообщено на пресс-конференции, предваряющей соревнования) прошли автомобильные кольцевые гонки. Гран При Одессы-2009 и стал первым этапом Кубка Украины. Соревнования были организованы ФАУ при активном содействии ряда спонсоров "КИА Моторс", "КИА центр Одесса", "Оболонь", которых можно объединить одним понятием "чистые энтузиасты" (об этом позже поделилась со мной одна из VIP-зрительниц гонок). И пусть были накладки, свойственные любому новому делу, активные, любящие экстрим одесситы получили с доставкой на дом замечательный праздник под громким названием


Об этом событии и будет мой репортаж дилетанта с любительскими фото.


Для участия в гонках было заявлено 19 пилотов из Киева, Харькова, Днепропетровска, Одессы, Симферополя (Украина), Мытищ, известных большим автополигоном (Россия). Пилоты должны были соревноваться в трех классах: "Лада-1500"(объем двигателя до 1500 куб. см), "2000" (до 1600 куб. см) и "Свободный" (до 3500 куб. см). Кроме наиболее многочисленных ВАЗ-2108, к старту подготовились Форд Фиеста, Ситроен, Пежо Спорт и БМВ.


Естественно, что автомобильные кольцевые гонки вызвали большой интерес пишущей и снимающей братии.


Пилотам приходилось с этим мириться: ведь без зрителей и прессы соревнования будут незрелищными и пресными.


Отразить (по крайней мере в собственном блоге) увиденное в свои выходные дни собралась и я. И для начала отразилась в боковом окне "Лады", прибывшей из Харькова и стартовавшей под номером 85 (за которой я потом активно наблюдала и искренне желала успеха).


Вот ее пилот, мастер спорта Алексей Кобзев дает интервью моей коллеге из одесской телекомпании "Круг". А я делаю снимок на память.


А теперь она делает тоже самое для меня (ведь не у всех под рукой есть штатив для съемки автопортретов).


Суббота была посвящена тренировочным заездам. Вместо 14.00 они начались в 15.30. Зато было достаточно времени всё исследовать.


Я с любопытством заглянула в салон автомобиля, любезно ставшего фоном на моем фото.


И теперь авторитетно могу заявить о том, а что там. А там - "ничего лишнего!"


С некоторых пор (скажем, после квалификации Гран При Венгрии этого года) шлемы пилотов вызывают у меня живой, неподдельный интерес. На этот шлем я смотрю сквозь стекло. А в стекле, между прочим, в это время отражается знаменитая одесская Молдаванка, точнее, самый ее окраешек. С другой стороны улицы под названием Балковская располагается не менее колоритная Слободка. Но о трассе гонки - чуть позже. Пока же я продолжаю изучать шлемы.


Вот этот, раскрашенный в том числе и в мой любимый синий цвет, я рассмотрела со всех сторон.


Его владелец, Виктор Кузьменко из Днепропетровска, кажется, не возражал.


Вон он, этот шлем, - на втором плане. А вот белый шлем на машине, что ближе ко мне, не знаю, расстроится ли событием следующего дня. Этот день будет только завтра. Пока же все участники ждут старта тренировок.


И пока шлем Олега Торопова, пилота "Лады" из Днепропетровска со стартовым номером 72, спокойно отдыхает в тени одесского платана.


До старта есть немного времени и можно поговорить о самой трассе. Длина кольцевой автомобильной гоночной трассы - 2,4 км. Стартовая решетка состояла из 22 позиций.


Длина стартовой прямой - 150 метров. Ширина трассы - 8-12 метров. Покрытие - асфальт.


Организаторы соревнований от лица городских властей не забыли на церемонии открытия упомянуть, что одним из весомых аргументов проведения первого этапа Кубка Украины именно в Одессе стало отличное качество городских дорог. Эти слова вызвали очень и очень "живой" отклик в лице зрителей. Хотя, надо сказать, раньше гораздо больше дорог Одессы были гораздо хуже.


Трасса включала в себя три правых и пять левых поворотов. Гонщикам необходимо было преодолеть 21 круг, что в общем составляло 50,4 км.


Трасса проходила как под мостом, по Балковской (одной из магистральных улиц Одессы), так и по мосту, имеющем для города, надо сказать, стратегическое значение. Он соединяет другие важные для Одессы улицы - Разумовскую и Грушевского, ведущие к выезду на киевскую и другие трассы, а также наполненные всегда не только личным, служебным, но и общественным транспортом. Поэтому нужно отдать должное как властям, решившимся ограничить движение по этим магистралям, так и водителям с пассажирами, жителям и гостям Одессы, которых призывали с терпением и пониманием отнестись ко временным неудобствам. Понимали, правда, не все. Но всем терпеть пришлось.


Но... - все, кто собрались здесь ради зрелищного автоспорта, с нетерпением ждут начала действа. Пора бы! Еще немножко и маршал на трассе подаст сигнал к старту.


Как и положено, сначала автомобили следуют по гоночной трассе за safety car на прогревочный круг.


Теперь гоночным машинам на самой трассе уже никто (в лице автомобиля безопасности) не мешает. От зрителей с двух сторон трассу отделяют специально установленные на дороге бетонные блоки.


Сегодня, в субботу, здесь, вдоль стартовой прямой, - масса зрителей. Надо сказать, они здорово мешали работать специалистам. Поэтому завтра их тут не будет. ... А я - буду.


Уже во время вольного тренировочного заезда (правда, всех машин одновременно) зрители буквально влюбились в БМВ, несущуюся по трассе под стартовым номером 9. Тем более, что ею управляет одессит Александр Гайдай.


А пока пилоты изучают трассу и не знают, что принесет им завтрашний день. Задним числом интересно воображать себя "провидицей". Вот, например, я скажу - этот автомобиль и его водитель, мастер спорта Станислав Беседин из Харькова в классе "1500" возьмет и завоюет 2-е место.


А этот автомобиль - Пежо Спорт - под управлением киевлянина Юрия Яковенко, который сейчас поднимается в затяжном повороте на мост, будет завтра во втором заезде (класс "2000") финишировать 4-ым из стартовавших 7-ми автомобилей. Правда, к финишу и дойдут всего-то 4 машины. Первым трем достанутся кубки. А четвертой... Я высказала мнение, что ей надо было бы вручить утешительный приз - за стойкость и рвение к победе.


Вот и мост. Дальше - правый поворот и съезд на Балковскую. Потом снова правый поворот и выезд на стартово-финишную прямую. (Кстати, вот тот - сейчас он не в кадре - "снова поворот" не для всех завтра окажется удачным).


Но пока машины движутся, тренируются, соревнуются, главная задача - точно зафиксировать время, с которым они преодолевают единицу гонки - один круг. Зоркий "глаз" и его брат-близнец напротив, с другой стороны линии старта-финиша, помогут в этом.


Кабели от тех приборов тянутся вот сюда - на пост хронометража. И меня, как слишком уж бывалого журналиста, интуиция не подвела - я по наитию таки правильно выбрала после хождения по трассе точку, где остановиться. Здесь можно было из первых рук получить информацию о времени гонщиков и прочую гоночную консультацию для меня-дилетанта. Еще бы, помогал мне главный хронометрист (как я улыбнулась, "главный хрономЭтр") соревнований, официальное лицо Автомобильной Федерации Украины 1-й категории Игорь Сапужак (в свободное от автоспорта время - директор НИИ автоматизированных систем в строительстве). Надеюсь, он простит нас, болельщиков, за мелькание перед глазами. Ведь завтра, в день гонки, праздным и полупраздным зевакам запретят здесь находиться. И правильно.


В кадр успел попасть Форд Фиеста под стартовым номером 96. Автомобилем управляет харьковчанин, мастер спорта Николай Чмых.


А вот опять любимец одесской публики - Александр Гайдай на БМВ.


Он показал лучшее время на круге 01.24.55, разница во времени с последним в списке результатом составила 00.24.14. А уже в официальном тренировочном заезде он показал время 01.22.38. Я посчитала, что автомобиль в среднем за секунду преодолевал 28-30 метров. Все прочили Александру звание победителя гонки в классе "Свободный"...


Рабочий момент: Игорь Сапужак и его сын Андрей отслеживают время в тренировочном заезде. Сейчас главное - НЕ МЕШАТЬ!


Маршал подает сигнал: "Всё, конец!" (но раз мы в Одессе, скажем "суши, ребята, вёсла!").


А вот уже готовы и результаты тренировочного заезда. Как только принтер закончит свою работу и протокол ляжет на стол, я примусь за свою работу и тихонечко перепишу нужную мне информацию. Что поделаешь - журналист. А с результатами я щедро поделилась с вами (они там, выше...).


Что ж, гоночная суббота подходит к концу. Главные официальные лица соревнования в центре с вице-мэром Одессы Вахтанги Убирия подводят итоги и планируют работу на завтра, воскресенье, собственно, день самих гонок.


И вот воскресенье, 30 августа, настало. Зрители занимают удобные места. Склоны балки хорошо играют роль импровизированных трибун. Да и автомобильный бог был милостивым к собравшейся публике: было жарко, земля хорошо прогрелась... А уже на следующий день, 31 августа в Одессе прошел холодный, ну прямо осенний дождь.


На эту сцену-подиум уже вечером будут подниматься победители.


Вот и кубки, приготовленные для них.


Стрела автокрана удерживает табло, которое знающие люди называют стартовым светофором. По трассе "дефилируют" всевозможные виды "КИА", спонсора Гран При Одессы-2009. Ниже я несколько раз увеличу снимок. Там, на бетонном ограждении, на солнышке нахально расположилась кем-то оставленная пивная бутылка.


Я на нее смотрела-смотрела, а потом "не вынесла душа поэта", и я не терпящим возражение голосом сказала милиционеру: "Я пойду и уберу оттуда эту бутылку, потому что она портит передний план". Пусть даже я официально была "не при исполнении", безразлично отнестись к такой важной точке как старт-финиш я не могла. Да и других "съемщиков" было достаточно. Как о них не побеспокоиться мне - зоркой...


И я сделала это: пролезла, убрала и снова пролезла. Надо сказать, пришлось проявить высокое искусство - находиться в VIP-зоне без аккредитации, "на птичьих правах", без бэджа на взволнованной груди, наличие которого (не которой) проверял строгий милицейский начальник. В сумке, правда, скромно помалкивало студийное удостоверение журналиста. Но я была убедительной и без него, ведь работала на событии по-настоящему.


Тем временем, гонщики прибыли на стартовую прямую, чтобы участвовать в церемонии открытия Гран При Одессы (с опозданием часа на три, зато я ничего не пропустила).


За рулем - одессит Александр Товба, Форд Фиеста, стартовый номер 32. Эх...


Ждем-с...


Тысячи раз тиражируемая церемония поднятия Государственного флага в Одессе должна была таки пройти по-одесски: гимн играет, прапор должен был на веревочке подняться вверх. Как у всех людей. Но что-то не заладилось. То ли веревочка выскочила из колечка наверху флагштока, то ли что другое, но пришлось не флаг вверх поднимать, а флагшток вниз опускать, крепить флаг и тогда уже гордо возвращать флагшток в вертикальное положение. А что делать? Улыбайтесь! Вы таки в Одессе!


"Знаменосец" Александр Гайдай, любимец публики и водитель БМВ, наверное, делится одесским "флаго-ноу-хау" с Комиссаром гонки Леонидом Леоновым, председателем комитета ФАУ по кольцевым гонкам, многократным чемпионом СССР и призером соревнований по автогонкам.


Вот он - долгожданный момент. "Ленточку" перерезают вице-мэр В.Убирия и директор соревнований В.Шаповалов.


Пора расходиться по машинам и вперед, к победе!


Во всеоружии и я: блокнот и перо (шариковое) в руках. Я готова продолжать вести свой репортаж дилетанта. Кстати, именно на этой улице Балковской, но там дальше, за моей спиной, я как раз в этом году 27 мая впервые села за руль и сама поехала. Правда, на электромобиле. Но как символично получается. На автомобильной гонке я тоже впервые.
И на этой же улице. (Я заметно переживаю: еще столько событий, а свежекупленные батарейки специально для гонки, уже вредничают; начинаю экономить).


Итак, гоночные автомобили первого заезда, соревнующиеся в классе "Лада-1500", заняли свои позиции на стартовой решетке. На старт выехали 11 машин. В поул-позиции - кандидат в мастера спорта, харьковчанин Чмых Кирилл, стартовый номер 96.


Минутная готовность.


Гонка в разгаре. Здесь спортсменам нужно было пройти 20 кругов. Стартовавший из поула ВАЗ под номером 96 уже на 3-м круге утратил свою позицию и шел 4-ым. А вот автомобиль под стартовым номером 72 с синей широкой полосой на капоте пока еще соревнуется за победу.


Но после очередного правого поворота после спуска с моста Олег Торопов из Днепропетровска наехал автомобилем на гранитное бордюрное ограждение. Машину заметно встряхнуло и она тут же остановилась. Знакомый мне белый шлем и его хозяин, к сожалению, вышли из борьбы.


Для других гонка продолжается.


Как только в этом месте трасса на некоторое время опустела, пришлось срочно эвакуировать "железного коня" в безопасное для всех место.


Не всегда автомобиль везет человека. Иногда получается совсем наоборот. Если человеку не везет.


Теперь можно начать и оперативную "полевую" диагностику... Белый шлем снова на крыше автомобиля. Расстроился ли он?


Первый заезд подходит к концу... Впереди вираж - правый поворот-левый поворот... Ох, и звуки оттуда доносились.


И вот как приветствуют первого победителя. Андрей Круглик, мастер спорта международного класса из Киева прошел 20 кругов за 30.27.00. Вторым финишировал мастер спорта Станислав Беседин из Харькова (30.49.96), стартовый номер 59; третьим - кандидат в мастера спорта Василий Водолага из Киева (31.07.50), стартовый номер 11.


И вот настало время старта 2-го заезда, класс "2000". В поул-позиции - Форд Фиеста под стартовым номером 27, водитель - Алексей Басов, мастер спорта из подмосковных Мытищ.


Одессит Андрей Товба на Форд Фиеста под стартовым номером 32 упорно проходил круг за кругом, несмотря на заметное повреждение справа бампера. Но - увы! За два круга до финиша ему пришлось сойти с трассы и прекратить гонку. Из-за коварной технической неисправности. Всего в этом заезде из семи стартовавших автомобилей финишную черту пересекли только четыре.


Мчится к победному финишу Форд Фиеста Алексея Басова под номером 27. Для него не стало даже помехой всё усиливающееся практически с каждым кругом дребезжание, которое доносилось из-под днища автомобиля. С помощью секундомера в своем мобильном телефоне я сама фиксировала время Алексея на некоторых кругах. Сначала это было 01.26.06; потом 01.25.16.


И вот он - победитель второго заезда! 21 круг Алексей прошел за 29.55.30. Второй результат: Николай Чмых, мастер спорта, Харьков, Форд Фиеста под номером 96. Третьим к финишу на своем ВАЗ-21124 пришел Дмитрий Роткевич из Одессы, он продемонстрировал общее время на дистанции 30.27.63.


Осталось определить еще одного победителя - в третьем заезде. Интрига сохраняется!У зрителей и гонщиков - небольшая передышка.


Первым ничто не мешает выпить пока пива, вторым - воды. Они ведь за рулем! Читатели этого репортажа, если желают, могут тоже сделать передышку и, например, разобраться, а сколько пивных бутылок в руках зрителей на этом фото. Увлекательнейшее занятие - их разыскивать!


Тем временем safety car and safety man зорко следят за порядком на трассе и вокруг нее.


Старт последнего, третьего заезда, класс "Свободный", дан. На поул-позиции - одессит Александр Гайдай, БМВ, 9-й номер. Первый стартовый ряд с ним разделил Форд Фиеста Алексея Басова из Подмосковья, номер 27 (победитель гонки в классе "2000"). Этот заезд - наиболее зрелищный по многим параметрам. Не зря его приберегли на десерт. Здесь собрались самые разные автомобили - по маркам, мощности, объему двигателя. Вместе по трассе носились и Форды, и ВАЗы... Правда, стартовать их должно было больше по количеству - около 15-ти, что, несомненно, придало бы большей остроты происходящему. Но, видимо, у некоторых машин повреждения оказались значительно серьезней, чтобы они могли после оперативного вмешательства механиков вернуться в гонку.


Это невероятно! Лица одесситов омрачены: фаворит этой гонки, радовавший глаз быстрой скоростью несущегося БМВ и услаждавший слух мощным гулом работающего двигателя, через несколько кругов после старта неожиданно прекратил гонку. Я, как говорится, присутствовала при этом: из всех 2 км 400 м трассы оказалась в этом месте в это время. Ничего зрелищного и, слава Богу, не произошло. Машина просто взяла и остановилась. Для Александра Гайдая, показывавшего лучшее время на тренировочном круге, гонка закончилась, едва начавшись.


Но другим до финиша еще далеко - и они не намерены сдаваться. Надо сказать, некоторые "Лады" носились по трассе просто самоотверженно и достойно. Пусть рядом более "важные" авто. Для съемки, прежде всего, на видео, эта точка - одна из лучших. Справа - отрезок трассы с системой шинных барьеров (для обеспечения безопасности); затем - правый поворот и впереди - затяжной левый поворот для заезда на мост.


Александр Гайдай - эмоции на лице.


Причину поломки (как и многие другие тонкости кольцевых автогонок) мне любезно объяснил наш знаменитый телеведущий автопрограммы "Зеленый фургон" Игорь Седой (справа). В автомобильной технике я, скажем честно, больше, чем не очень, поэтому просто передам его слова дословно: "У БМВ срезало привод колеса..."


В отсутствие лидера ничего не оставалось россиянину Алексею Басову, стартовавшему на Форд Фиеста со второй позиции, как прибыть к финишу после 21-го круга первым. И в результате увезти с собой в Мытищи два кубка за два первых места в Гран При Одесса-2009. Его общее время - 30.04.86. Вторым пришел киевлянин Игорь Скуз, мастер спорта, Форд Фиеста (стартовый номер 33) - 30.17.39. Третьим - тоже киевлянин Юрий Яковенко, Пежо Спорт (стартовый номер 4) - 30.44.40.


Что ж - Гран При Одессы-2009, первый этап Кубка Украины по кольцевым автомобильным гонкам, подошел к завершению. Наконец-то, надежное (надо отдать ему должное) оцепление снято и по трассе, где несколько часов подряд с приличной скоростью носились автомобили, теперь могут носиться все, кто угодно - в желании все рассмотреть, сфотографироваться с победителями, взять автографы, задать вопросы.


Вот он - момент счастья гонщика! Победа!


И какой же подиум с победителями без шампанского. Оно уже достаточно нагрелось под лучами жаркого одесского солнышка в ожидании своего часа и с удовольствием откликнулось на просьбу о шикарном, бурном, пьянящем фонтане. Брызги шампанского накрыли всех. Особенно радостны они были заполонившим все пространство перед сценой колоритным обитателям легендарных Молдаванки и Слободки. Два этих района, без которых невозможно представить Одессу, как бы стекаются по склонам с двух сторон, смешиваясь внизу на Балковской - на теперь главной улице Гран При Одессы по автомобильным кольцевым гонкам. Первым и, дай Бог, не последним.

4 комментария:

  1. С душой, юмором и знанием дела - написано... читал - с огромным удовольствием, спасибо! Опять-де было весьма приятно увидеть знакомые лица и прочитать знакомые фамилии (я имел в виду не только ГП-Бельгии но и участнегов и организаторов ГП-Обессы)
    Аффтару - огромный респект!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Один из героев моего репортажа, главный хронометрист соревнований, официальное лицо ФАУ Игорь Сапужак после знакомства с моим "творением" прислал письмо. Мне очень приятны комментарии такого специалиста, поэтому я с удовольствием вывешу их здесь (пусть я немножко и хвастаюсь :) )

    Дякую, чарівна!
    Приємна несподіванка, ще раз дякую.
    А ми з сином (на цей раз молодшим - Ярославом) провели у вихідні, 4-6
    вересня,
    на СТК"Чайка" у Києві 4-й етап Чемпіонату України і Кубок "Чайки" з
    автомобільного кільця.
    До речі, Гайдай (№9) знову не доїхав до фінішу - зламався редуктор (з
    котрого виходять приводи до коліс, які часом "обрізає", ви вже знаєте).
    Дякую також за можливість проглянути Ваш фоторепортаж, мені сподобалися
    фотографії і приємний легенький стиль їх коментування.
    Стосовно помилок - сильно не переймайтеся, їх не робить той, хто нічого не
    робить.
    Дрібнички - зокрема група "2000", вона, згідно регламенту (я Вам пришлю,
    може згодиться):
    "В заліковій групі «2000» допускаються легкові автомобілі з об’ємом двигуна
    до 2000 куб.см (група А - з омологацією строк дії якої завершено), та
    автомобілі групи N з дійсною омологацією, а також легкові автомобілі (груп
    А,N), сертифіковані ФАУ, спортивні автомобілі по омологації «Супер 1600»,
    група А (1600 куб. см.) іноземного виробництва, сертифіковані ФАУ".

    Там, де написано, як Ви отримуєте у мене результати, - також не
    найкраще, бо, згідно Національного спортивного кодексу (НСК), я не маю права
    їх будь-кому надавати, тільки секретарю і директору змагань, але, будем
    сподіватися, що посадові особи ФАУ не дочитаються, а як дочитаються - то
    орг. висновків не зроблять (жартую).
    Ну і кран тримає не табло, а стартовий світлофор, ну це просто чудовий
    одеський прикол.
    А загалом чудово, мені здається, Ваш фоторепортаж мали б побачити і
    оцінити багато людей,
    яким не байдужа тема.

    Бувате здоровенькі,
    Ігор.

    Вот так. Остается с интересом и удовольствием продолжать набираться опыта и знаний в этом виде спорта дальше. Очень уж он заводной (после того, как будет повернут ключ зажигания и двигатель заведется :) ).

    ОтветитьУдалить
  3. Действительно приятный и легкий репортаж. Хорошо, что нашел его в сети именно сейчас - сразу сквозь зимние замерзшие окна повеяло жарким одесским летом. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. И Вам спасибо, Владимир! Я очень рада, что этот репортаж пригодился, особенно теперь, зимой. Сама на днях увидела пробиравшиеся по нечищенной дороге заснеженные "Жигули", а на заднем, заледеневшем, стекле заметила наклеенную, уже хорошо знакомую эмблему Гран При Одессы 2009. Посмотрела, не забывая при этом глядеть под ноги на узкой тропинке среди сугробов, улыбнулась и подумала: "Неужели это было?.." А было таки жарко, было таки одесское лето. Спасибо Вам, что тоже дали еще один повод вспомнить его :).

    ОтветитьУдалить